Исследование
Алматы – город для людей и люди для города
Для определения социокультурного портрета (идентичности) жителя Алматы исследовательской группой был задан ряд вопросов, первый из которых позаимствован из метода Ч.Кули. В его основе лежит определение доминирующих для личности социальных статусов и ролей. Авторы метода считают, что главная характеристика «Я» — это способность становиться объектом развития для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль, общество как бы оказывается внутри «Я».

Результаты уличного опроса показали, что жители южной столицы, характеризуя себя, как правило, оперируют такими понятиями как мать/отец (37%), человек (27%), гражданин Казахстана (26%), женщина/мужчина (20%).

В группу второстепенных по значимости социальных ролей вошли такие как специалист (9%), личность (7%), а также семейные статусы супруга, дедушки и бабушки, дочери и сына (8, 7 и 5%, соответственно).

Полученный результат свидетельствуют о высокой концентрации семейных статусов в ответах респондентов на вопрос о самоидентификации.
Перечисляя отличительные качества алматинца, респонденты чаще обращают внимание на положительные черты характера и особенности поведения горожан. Так, типичный житель южной столицы описывается как человек, демонстрирующий высокую культуру поведения (26%), доброжелательный (14%) и открытый (7%).

Негативные качества называются гораздо реже, среди них суетливость (3%), жесткость, высокомерие, «понты» и отказ от национальных традиций (по 1%).
Среди персоналий, которых алматинцы считают достойными звания «почетный житель города» политики (36%), музыканты (33%), писатели и поэты (10%), спортсмены (7%) и кинодеятели (7%) и др. Список лиц, предложенный горожанами насчитывает порядка 80 фамилий.
В тройку лидеров - претендентов на звание главного символа бывшей столицы вошли: высокогорный ледовый каток Медео (38%), яблоко, в том числе сорта «Апорт» (21%) и гора Коктобе с телевизионной вышкой (10%).

Помимо перечисленных объектов-символов города, респонденты называли здания гостиницы «Казахстан», ГАТОБ им. Абая, Дворец Республики, горнолыжный курорт Чимбулак.
Для всех возрастных групп уникальность города заключена в окружающей его природе. Больше половины участников опроса (67%) перечисляют горный ландшафт, ледники Заилийского Алатау, живописные озера и водопады в качестве источника неповторимости Алматы.

Помимо природно-климатических особенностей местности алматинцы считают, что особенным город делают объекты архитектура (28%), включая высокогорный каток «Медео» (16%). Намного реже упоминаются другие факторы уникальности (5%) такие, как условия социально- экономического и культурного развития города, а также сами жителей города.

Надо отметить, что молодежь намного чаще упоминают в качестве фактора уникальности широкие социально-экономические возможности (41%). Горожане среднего возраста находят, что образ города формируется благодаря рукотворным объектам, памятникам, улицам, паркам и скверам (43%).

А представители старшего поколения считают Алматы уникальным, благодаря людям, которые его населяют (22%).
Среди главных причин рекомендовать южную столицу для проживания его жители назвали наличие широких возможностей для разностороннего, в том числе экономического, развития «город возможностей» (33%), исключительные природно-климатические условия «город-курорт» (23%), а также насыщенную культурно-развлекательную инфраструктуру «город-праздник» (22%).

На обратной стороне медали, среди причин не рекомендовать Алматы для жизни горожане называют проблемы дорожно-транспортной сферы, в том числе пробки, отсутствие парковок, претензии к работе общественного транспорта и т.д. (39%), дороговизну жизни (32%), и критическое состояние экологии (32%).
Исследования на тему формирования территориальной идентичности свидетельствуют, что для положительной идентификации членов городского сообщества, необходима их активная, деятельная позиция в вопросах оценки и анализа проблем города, реальное участие в разработке и реализации решений для его развития.

46% опрошенных неравнодушны к проблемам города - они замечают проблемы, вынашивают идеи решений, готовы дать предложения об улучшении жизни в городе. Однако, обратиться к властям со своими идеями и предложениями готовы только 1% опрошенных, что говорит о неготовности или нежелании сотрудничать с властями в вопросах развития города.

Городским властям стоит подумать о том, как завоевать доверие и наладить диалог с собственными жителями. Показательным является то, что алматинцы более активны в независимой коллективной деятельности. В частности, более трети горожан в течении последнего года принимали участие в посадке зеленых насаждений (39%), занимались благотворительностью (40%), еще треть алматинцев оказывали помощь пострадавшим от стихийных бедствий (27%). Это не является примером гражданской активности для всего мира, тем не менее, ее уровень внушает оптимизм и демонстрирует наличие мощного потенциала.
Исследование было проведено при партнерской поддержке фонда Сорос-Казахстан и агентства «Медиа-Систем»