Urban Forum Kazakhstan
Лекция Марата Гельмана «Развитие территорий через культуру»
29.06.2019
IN ENGLISH
"Developing Territories through Culture" Lecture by Marat Gelman
"Developing Territories through Culture", a lecture by Marat Gelman, gallerist and art manager, was organized by the Qazart platform in cooperation with the Urban Forum Kazakhstan. The guest speaker talked about how culture is dealing with being a driving force for the development of territories and shared his opinion on outdated and relevant models of urban cultural policies. How can art contribute to polycentricity and the development of creative industries and clusters? How does art become part of the local humanitarian context?

Partner: Qazart
29 июня в Aurora Space состоялась встреча с российским галеристом и арт-менеджером Маратом Гельманом «Развитие территорий через культуру». Событие организовано Qazart совместно с Urban Forum Kazakhstan.

Приглашенный спикер рассказал о том, как культура справляется с ролью драйвера развития территорий и поделился мнением об устаревших и актуальных моделях культурной политики городов. Как искусство может способствовать полицентричности и развитию креативных индустрий и кластеров? Как искусство становится частью локального гуманитарного контекста?

Марат Гельман – галерист, куратор, арт-менеджер, публицист, создатель первой частной галереи России, экс-директор пермского музея современного искусства PERMM. С середины 90-х годов работает в сфере современного искусства, с 2015 года разрабатывает культурную политику Черногории и курирует работу проекта Dukley European Art Community.
8 тезисов Марата Гельмана
Мы выбрали несколько тезисов выступления Марата Гельмана, чтобы отразить позицию арт-менеджера
1
В мире существует огромное количество кейсов, которые показывают, что развитие культуры напрямую влияет на качество жизни, на экономику. Казалось бы, при такой очевидной полезности и в силу признанной полезности культуры для города, страны и общества, можно было бы просто создавать какие-то корпорации, организации, которые бы производили этот культурный продукт, продавали. Но ключевая проблема этих проектов в том, что современная экономика не научилась монетизировать пользу, которую культура приносит. Мы научились более-менее считать 2 аспекта – туризм и урбанистику. Это не значит, что это два самых главных аспекта. Это именно те аспекты, в которых роль культуры можно посчитать, предъявить законодательному собранию территорий, продать.
2
Меняется сущность города: 2 тысячи лет назад город был безопасным местом, где стены вас защищали, тысячу лет назад город был рыночной площадью, 400 лет назад – местом, где находили работу, а сегодня город – это бизнес по обслуживанию свободного времени. И половина этого бизнеса – культура.

Представьте себе учителя или представителя любой другой специальности – его рабочее время одинаково, где бы он ни жил, в Париже или Астане. Он сидит, перед ним ученики, он их учит, его время домашнее то же самое – он спит, ест, готовит еду. Отличается принципиально только то, как он проводит свое свободное время.
3
В индустриальную эпоху идет гонка за универсальные инструменты, в постиндустриальную – за уникальные. Уникальность – это уход от конкуренции, уход от конкурентной гонки. Центром этого нового мира становится художник, гуманитарные технологии. Есть известная работа художника Александра Бродского, которая иллюстрирует это: много клеток в зоопарке, в каждой клетке одинаковые блюдца с молоком, все одинаковое, но разные какашки. Ученый – это человек, который ищет универсальную формулу, а художник производит уникальную. Это тот, кто, находясь с нами в одних условиях, может производить свой какой-то уникальный проект. Город, как и художник, уникален. И художник – идеальный партнер для города, увеличивающий эту уникальность.
4
Мы находимся на пороге нового времени, в котором роль культуры важна. В постсоветских странах это может случиться гораздо позже, чем в мире, и это наша проблема. Наша культурная политика, к сожалению, остается советской культурной политикой. Культурная сфера совсем не модернизировалась. Сегодняшняя культурная политика – я знаю про Россию, про Украину, вы сами должны определить, насколько эти вещи имеют отношение к Казахстану – это несовременное, традиционное представление о месте культуры как о некой отрасли, которой надо помогать. Надо помогать бедным, больным, старым и культуре! Эта работа с культурой как благотворительность, это в прошлом. Сегодня культура – основной драйвер развития. Тот факт, что она до сих пор находится в социальном блоке – причина её постоянного недофинансирования.
5
Когда власть принимает решение, каким должно быть искусство – это не культурная, а художественная политика. Когда власть говорит: «делайте патриотично!» или «делайте религиозно» – это художественная политика. Есть художественная политика – это политика художника, театра, галереи, которые говорят, мы будем делать это, а это – не будем. Это прерогатива творца. Власть не просто не может, а не должна этим ни в коем случае заниматься. Мне интереснее услышать мнение философа, футуролога о будущем, мне интересна идеология художника или писателя. Власть же должна обеспечить условия появления разных артистов.
6
Законодательство воспринимает художника как хулигана. Он как будто в принципе настроен на то, чтобы хулиганить, что-то нарушать, и нужны такие законы, которые ему это запрещают. Это отношение к культуре как к оппозиционной государству деятельности. Все, что было вчера – это культура, а все, что происходит сегодня или завтра – это плохо, пошло и т.д. Старая серебряная ложка, покрытая патиной, - это духовность, а современным шрифтом написанное – нет.

Когда государственный чиновник видит себя «новым Медичи» и сам принимает решения – кого приблизить, возвысить, тем самым он «гнобит» культурные институции, он идет поверх них и разрушает культурное пространство.
7
Художник или культурная институция традиционно находится в поисках партнера: это либо бизнес, либо власть. И бизнес, и власть считают себя старшими партнерами, пытаются командовать: сделай имидж власти прекрасный, не ходи на митинги оппозиции, восхваляй милиционеров. Это не то, чего хочется художнику. Бизнес говорит – сделай мне красиво, организуй корпоратив. Художник этого не хочет, но вынужден этим заниматься, потому что ему нужны ресурсы.

Теперь представим партнером город. Чего хочет мэр города от художника? Он говорит: «Сделайте такое событие, чтобы оно прозвучало на весь мир, чтобы приехали туристы»! Художник говорит, что сам бы хотел сделать такое событие, которое бы прозвучало на весь мир. Наши интересы совпадают. Город как партнер для художника является наиболее привлекательным.

Фактически лицо города и инфраструктура культуры совпадают. Это еще один аргумент в пользу того, что культура и город – естественные партнеры. В этом альянсе, если партнеры заинтересованы не только деньгами, их шансы на успех гораздо больше.
8
Чтобы культурная политика могла осуществиться и обладала для этого достаточными ресурсами, она должна стать частью большой политики. Я считаю, что это очень важно. Президент страны, мэр города никогда не будут озабочены культурой, они будут озабочены своими проблемами. Если мы хотим, чтобы они занимались культурой, мы должны объяснить, какие проблемы они решат с помощью культуры...

И надо говорить о том, почему культура – удобный инструмент. Даже при хорошей экономической конъюнктуре новый мастер-план города может быть реализован за 25 лет. Те люди, которые сегодня принимают решения, тогда уже будут пенсионерами, и они не будут пользоваться результатами своих решений. С помощью культуры нельзя решить всех вопросов, но любая задача может быть решена в течение 2-5 лет. Одно из самых важных качеств культуры как инструмента – быстрота. Культура действует быстрее – по сравнению с мастер-планом, образованием и по сравнению с другими инструментами.
Событие организовано Qazart в партнерстве с Urban Forum Kazakhstan, при поддержке Aurora Space.