Караганда: проблемы и потенциал городской среды
Социологическое исследование
2021
16 апреля в 11:00 Urban Forum Kazakhstan совместно с Центром урбанистики Караганды представит результаты социологического исследования «Караганда: проблемы и потенциал городской среды».

Социологическое исследование в формате онлайн-анкетирования было проведено в декабре 2020 года. Одной задач исследования стала репрезентация мнения жителей по отдельным районам Караганды. Для определения респондентов из каждого района был проведен анкетный опрос методом личного интервью. Всего было опрошено 762 жителя Караганды. Анализ анкет позволил определить отношение карагандинцев к идентичности города и качеству городской инфраструктуры, восприятие районов проживания и особенности личных транспортных стратегий горожан.
Мы хотели акцентировать внимание моментах, важных для устойчивого развития и создания среды, которая повышает качество жизни, усиливает социальный капитал и экономическую активность в городе. Это пешеходная инфраструктура, транспортная связанность и общественные пространства.

Пешеходная инфраструктура является важной частью современной урбанистической повестки и мерилом комфортности города. Чем удобнее город для пешехода любого возраста, чем инклюзивнее физическая среда, тем выше качество жизни горожан, выше привлекательность города для квалифицированных трудовых ресурсов и инвестиций.

По данным опроса, почти 75% респондентов выходят на прогулку 1 раз в неделю или реже, то есть, практически не гуляют по городу в свободное время. Всего 1% респондентов ответил, что не испытывают проблем, связанных с пешеходной инфраструктурой. Чаще всего в числе проблем называли изъяны поверхности тротуара (53%), отсутствие уборки тротуаров в зимнее время (52%), неправильно припаркованные машины (35%) и сами парковки, которые прерывают тротуары (39%), а также недостаток уличного освещения и отсутствие съездов и пандусов для колясок.

Видеообзор одного из оживленных отрезков улицы в центре Караганды, подготовленный коллегами из ЦУК, наглядно показал все сложности, которые испытывают пешеходы. Проблема отсутствия условий для движения пешеходов на главном мосту Караганды, соединяющем две крупные части города, тоже стоит в этом ряду – этот вопрос также поднимают наши партнеры из ЦУК.

Плохое состояние тротуаров и их сопряжения – одна из причин того, что жители не воспринимают городскую среду как благоприятную для более частых и безопасных прогулок. Вторая причина – дефицит мест добровольного посещения, рекреационных возможностей как причины для прогулок.

По данным опроса, у четверти респондентов нет в шаговой доступности парка или сквера. В разрезе районов наименее развитыми в инфраструктурном плане являются Майкудук, частный сектор и Пришахтинск. В целом, удовлетворены инфраструктурой своего района лишь 4,7% опрошенных, основная часть которых проживает в историческом центре города. Недостаток мест семейного досуга по всем районам ощущается как минимум приблизительно половиной жителей, но в районах «Юго-Восток» и Майкудук этот показатель выше – на уровне 62,9% и 66%, соответственно.

Правильно спроектированные общественные пространства стимулируют экономическую активность, социальные связи и улучшают восприятие городской среды в целом. Озеленение, программирование пространства через стимулирование активностей малым и средним бизнесом, поощрение культурного и социального наполнения делают места привлекательными и живыми точкам притяжения для местных сообществ. Это относится и к крытым общественным пространствам.

Отвечая на вопрос «Если бы рядом с вашим домом было место для культурного досуга людей разных возрастов, что вы хотели бы, чтобы в нем было?», респонденты чаще всего упоминали варианты мест для досуга с детьми (54%), залов для лекций, мастер-классов, кинопоказов (43%). Кофейни, бары и кафе (36%) также пользовались бы популярностью. Почти четверть респондентов отметила востребованность библиотек и коворкингов.

Насыщенность кварталов функциями тесно связана с вопросами устойчивого городского транспорта. Респонденты почти из всех районов испытывают необходимость время от времени или регулярно выезжать из своего в другие районы города для доступа к образовательным объектам (63%) и медицинским учреждениям (77%), а для семейного отдыха – все 90%. Лишь 10% опрошенных указали, что почти никогда не используют общественный транспорт – это указывает на очень высокую востребованность общественного транспорта в Караганде. Саму работу общественного транспорта респонденты оценили очень низко – в 2.3 балла. Учитывая значительную удаленность районов друг от друга и полученные данные о перемещениях горожан, считаем важным поставить развитие современных видов магистрального скоростного общественного транспорта в приоритет развития на ближайшую перспективу.

Адиль Нурмаков
Председатель попечительского совета Urban Forum Kazakhstan
Исследование выполнено Urban Forum Kazakhstan в партнерстве с Центром урбанистики Караганды при поддержке Фонда Сорос-Казахстан