Мы хотели акцентировать внимание моментах, важных для устойчивого развития и создания среды, которая повышает качество жизни, усиливает социальный капитал и экономическую активность в городе. Это пешеходная инфраструктура, транспортная связанность и общественные пространства.
Пешеходная инфраструктура является важной частью современной урбанистической повестки и мерилом комфортности города. Чем удобнее город для пешехода любого возраста, чем инклюзивнее физическая среда, тем выше качество жизни горожан, выше привлекательность города для квалифицированных трудовых ресурсов и инвестиций.
По данным опроса, почти 75% респондентов выходят на прогулку 1 раз в неделю или реже, то есть, практически не гуляют по городу в свободное время. Всего 1% респондентов ответил, что не испытывают проблем, связанных с пешеходной инфраструктурой. Чаще всего в числе проблем называли изъяны поверхности тротуара (53%), отсутствие уборки тротуаров в зимнее время (52%), неправильно припаркованные машины (35%) и сами парковки, которые прерывают тротуары (39%), а также недостаток уличного освещения и отсутствие съездов и пандусов для колясок.
Видеообзор одного из оживленных отрезков улицы в центре Караганды, подготовленный коллегами из ЦУК, наглядно показал все сложности, которые испытывают пешеходы. Проблема отсутствия условий для движения пешеходов на главном мосту Караганды, соединяющем две крупные части города, тоже стоит в этом ряду – этот вопрос также поднимают наши партнеры из ЦУК.
Плохое состояние тротуаров и их сопряжения – одна из причин того, что жители не воспринимают городскую среду как благоприятную для более частых и безопасных прогулок. Вторая причина – дефицит мест добровольного посещения, рекреационных возможностей как причины для прогулок.
По данным опроса, у четверти респондентов нет в шаговой доступности парка или сквера. В разрезе районов наименее развитыми в инфраструктурном плане являются Майкудук, частный сектор и Пришахтинск. В целом, удовлетворены инфраструктурой своего района лишь 4,7% опрошенных, основная часть которых проживает в историческом центре города. Недостаток мест семейного досуга по всем районам ощущается как минимум приблизительно половиной жителей, но в районах «Юго-Восток» и Майкудук этот показатель выше – на уровне 62,9% и 66%, соответственно.
Правильно спроектированные общественные пространства стимулируют экономическую активность, социальные связи и улучшают восприятие городской среды в целом. Озеленение, программирование пространства через стимулирование активностей малым и средним бизнесом, поощрение культурного и социального наполнения делают места привлекательными и живыми точкам притяжения для местных сообществ. Это относится и к крытым общественным пространствам.
Отвечая на вопрос «Если бы рядом с вашим домом было место для культурного досуга людей разных возрастов, что вы хотели бы, чтобы в нем было?», респонденты чаще всего упоминали варианты мест для досуга с детьми (54%), залов для лекций, мастер-классов, кинопоказов (43%). Кофейни, бары и кафе (36%) также пользовались бы популярностью. Почти четверть респондентов отметила востребованность библиотек и коворкингов.
Насыщенность кварталов функциями тесно связана с вопросами устойчивого городского транспорта. Респонденты почти из всех районов испытывают необходимость время от времени или регулярно выезжать из своего в другие районы города для доступа к образовательным объектам (63%) и медицинским учреждениям (77%), а для семейного отдыха – все 90%. Лишь 10% опрошенных указали, что почти никогда не используют общественный транспорт – это указывает на очень высокую востребованность общественного транспорта в Караганде. Саму работу общественного транспорта респонденты оценили очень низко – в 2.3 балла. Учитывая значительную удаленность районов друг от друга и полученные данные о перемещениях горожан, считаем важным поставить развитие современных видов магистрального скоростного общественного транспорта в приоритет развития на ближайшую перспективу.