Дать городу больше, чем может предложить застройщик
Адиль Нурмаков о мерах, помогающих устойчивому развитию города
Многие города в мире приходят к пониманию того, что современные вызовы, стоящие перед ними, требуют новых подходов к планированию и дизайну пространства - от зданий и общественных пространств до улиц, районов и, в целом, стратегии развития города. В силу того, что особенно бурный рост городов произошел в ХХ веке, требования нового времени и запросы горожан сильно изменились за последние 20 лет. Что изменилось? В первую очередь, структура городской экономики - роль городов как центров развития выросла очень сильно, при том, что они перестали быть индустриальными центрами, превратившись в магниты деловой жизни, интеллектуальной деятельности и торговли. Так у людей появилось больше времени для того, чтобы просто наслаждаться жизнью в городе - вырос запрос на общественные пространства. Изменилось отношение к экологии и безопасности, что заставило менять отношение к автомобилизации, которая раньше считалась благом. Постепенный отказ от личного автомобиля ставит новые задачи - развитие общественного транспорта, велоинфраструктуры и повышение компактности городской территории. Растет понимание, что город должен быть инклюзивным, удобным для всех - для детей, пожилых и маломобильных горожан.
Запрос жителей городов мира на более комфортную среду быстрее и качественнее всего реализуется в странах с более демократической формой правления. По сути, урбанистика как система подходов к созданию "городов для людей" возникла на идее демократии и участия жителей в принятии решений о будущем своей среды проживания.
В нашей части света, включая Казахстан, тоже началось движение в сторону более устойчивого развития городов. В Алматы, да и в некоторых других городах страны, можно отметить удачные примеры преобразования тех или иных мест общего пользования - парки, площади, набережные. Есть подвижки в вопросе повышения привлекательности общественного транспорта, обеспечения доступности инфраструктуры - коммуникаций, госуслуг и прочего. Во многом это является ответными мерами на растущий запрос горожан в более комфортной среде - многие уже имеют хорошее представление о том, как должна быть или могла бы быть спроектирована та или иная локация, и практически каждый может четко артикулировать, что нужно ей/ему в своем дворе, районе, по пути на работу или учебу. На наш взгляд, многие из проводимых изменений несут разрозненный характер - например, декларируется ставка на общественный транспорт, но при этом в градостроительном плане продолжают принимать решения, ведущие к "расползанию" городской территории, оставляя неосвоенными крупные участки в городе; очень часто планы реконструкции разрабатываются властями без согласования с жителями, что приводит к конфликтам и, порой, к вандализму, так как жители не чувствуют своего вклада, причастности к произошедшим изменения, а значит, не видят в этом ценности для себя и ответственности за место.


На наш взгляд, ключом к более устойчивому результату является повышение открытости процессов принятия решений. Мы говорим, что главная реформа, которая необходима в наших городах - это широкое вовлечение независимых экспертов и непосредственно самих жителей, "пользователей" со своим уникальным пользовательским опытом жизни в том или ином районе и знаниями о нем. Их участие требуется на всех этапах, начиная с самых ранних - не обсуждение готового проекта застройки, реконструкции и т.п., а сбор информации и мнений как специалистов, так и горожан. Это звучит как общие ценности, но для их оформления в конкретные реформы, мы предлагаем конкретные действия. Во-первых, заказчик - будь то власти или застройщик - должны обязательно проводить многосторонний предпроектный анализ территории, которая подлежит освоению или реконструкции. В него должны входить не только инженерно-техническая экспертиза, но также урбанистический, транспортный, социологический анализ, изучаться идентичность места и практики его использования, проводиться консультации с жителями. Это поможет разработать более качественный проект.


Во-вторых, создание экспертного совета, который бы состоял из независимых экспертов. Для него предстоит разработать положение, которое исключит конфликты интересов, обеспечит ротацию его членов, детально пропишет методологию принятия решений по проектам. Это поможет снизить коррупциогенные факторы, повысит стандарты качества проектов и сделает всю отрасль более прозрачной, приблизит ее к мировому уровню. Мы убеждены, что это выгодно и самим застройщикам, потому что процесс станет более предсказуемым - практикуя вовлечение экспертов и горожан, минимизируются риски общественного резонанса от спорных проектов, что зачастую ведет к отзыву разрешений или необходимости переделывать дизайн, что ведет к удорожанию и затягиванию сроков реализации проекта. В-третьих, проведение архитектурных конкурсов для значимых или крупных участков поможет увидеть разные предложения, соответствующий запросу города, и выбрать лучший. Это нужно не просто для выбора наилучшего эстетического решения. Это скорее механизм, позволяющий городу получить больше, чем может предложить застройщик.