Программа «Бюджет участия», по которой часть городского бюджета выделяется на финансирование проектов, предлагаемым жителями для благоустройства своих районов, идет в Алматы уже четвертый год, а с позапрошлого года – по всему Казахстану.
Фонд Urban Forum Kazakhstan начал заниматься темой бюджета участия ещё до того, как проект был объявлен в Алматы. Когда весной 2019 года пришли первые новости о его запуске, и мы всячески пытались стать частью процесса по разработке его механики. К сожалению, проект, призванный повысить степень участия горожан в принятии решений, был разработан без участия жителей, общественников и экспертов.
В конце лета того года Центр развития Алматы представил проект и тогда же он должен был стартовать – по сути, горожан поставили перед фактом. С этим были не согласны не только мы, но и члены Общественного совета. Вместе мы настояли на доработке Положения о конкурсе. Мы давали рекомендации в несколько этапов, в результате чего проект стал лучше, но на сегодня он по-прежнему требует совершенствования.
Это системные проблемы, которые невозможно решить информационной кампанией или образовательным проектом. У жителей очень низкая степень доверия к этому конкурсу. На мой взгляд, тому есть две причины. Во-первых, характер системы государственного управления в Казахстане. Речь о кризисе доверия ко всему, что инициируется центральными или местными органами власти. Люди просто не верят в саму возможность участия и эффект от него.
Второй фактор – это качество и объем информации о проекте, которая предоставляется горожанам. В ней может разобраться человек, который знаком с городским активизмом, имел опыт сотрудничества с госорганами, но непосвященным жителям в ней разобраться очень сложно. Кроме того, серьезный вызов заключается в том, чтобы коммуницировать информацию, даже если она была бы грамотно составлена и адаптирована.
Эффективные коммуникации – это, конечно, большой вызов, который стоит не только перед оператором проекта бюджета участия или акиматом в целом, но перед всеми нами в эпоху распределенного внимания. В нынешней реальности недостаточно полагаться только на известные и привычные нам каналы информирования – СМИ и социальные медиа, в которых и так слишком много информации, и конкурировать с ней очень сложно. Важно работать на уровне сетей реальных, а не виртуальных, то есть работать с разными общественными организациями, активистскими и местными сообществами, КСК и прочие ассоциации. Это также поможет преодолеть кризис доверия: одно дело, когда о проекте вам рассказывает акимат, и другое дело, когда информация идет также из других источников, которым люди доверяют.