Urban Forum Kazakhstan
Бедные районы – смертельные районы
Как взаимосвязаны достаток жителей и уровень ДТП
Статья подготовлена Романом Барабановым
На протяжении последнего десятилетия ряд исследований продолжают фиксировать взаимосвязь между уровнем достатка жителей и количеством ДТП и если на глобальном уровне это выражается в лидерстве бедных стран по погибшим в ДТП, то в развивающихся и развитых странах эта тенденция переходит с национального уровня на уровень городов и регионов.

Жители бедных регионов и бедных районов городов чаще становятся жертвами ДТП, в том числе и со смертельным исходом.
К примеру, результаты исследования, проведенного несколько лет назад в США показали, что в бедных районах городов количество погибших в ДТП пешеходов в 2 раза выше, чем в районах с более высоким достатком.
Исследование данных скорой помощи о ДТП в районах Монреаля показало, что пешеходы в бедных районах города в 6 раз чаще получают травмы в ДТП по сравнению с пешеходами в богатых районах.
Была доказана прямая связь между дизайном улицы и его влиянием на количество ДТП.

Чаще всего ДТП с пешеходами в бедных районах происходили в районе магистральных улиц с высокой разрешенной скоростью движения, а также на четырехсторонних перекрестках.

По словам руководителя исследования и главы департамента общественного здравоохранения Монреаля Патрика Морренси, есть 2 причины, по которым дизайн улиц в бедных районах города хуже, чем в богатых:

В бедных районах было проще построить скоростные дороги, потому что люди не выступали против строительства, а земля была дешевле. После того, как проекты скоростных дорог реализованы, они снижают стоимость земли, поэтому она привлекает более бедных людей».
Алматы является лидером среди городов Казахстана как по количеству ДТП, так и по числу смертельных ДТП, а также по количеству раненых несовершеннолетних. (Отчет №ДТП-1 «О дорожно-транспортных происшествиях, повлекших гибель или ранение людей»)
Urban Forum Kazakhstan выделяет главные факторы, которые способствуют росту количества ДТП в Алматы и его отдаленных районах. Эти факторы также могут быть схожи с другими городами Казахстана
Открытые данные и их анализ
1
Отсутствие систематического анализа мест ДТП
Закрытые данные геолокаций ДТП не позволяют провести независимое исследование по характеристикам ДТП.
2
Отсутствие данных о параметрах улично-дорожной сети
Дефицит информации о скоростном режиме, количестве полос, остановок общественного транспорта и других данных на карте ДТП не позволяют самим сотрудникам органов быстро проанализировать и исправить ситуацию.
Скоростной режим и редкие меры по успокоению трафика
1
Скоростной режим
Скорость в 40 км/ч до сих пор воспринимается многими горожанами как ограничение их свободы передвижения. На самом деле такая скорость способствует снижению количества ДТП, что в свою очередь снижает заторы на улицах.
2
Меры по успокоению трафика
Островок безопасности, шикана, тротуарный мыс и др. меры по снижению скорости пока еще остаются редкостью на наших улицах, а самым распространенным инструментом остается "лежачий полицейский". Однако только совокупность всех мер помогает значительно снизить риск ДТП на определенном участке улицы.
Инфраструктурные проблемы и время в пути
1
Недоступность общественного транспорта
Чем дальше от центра города, тем хаотичнее расположение остановок и запутаннее схемы маршрутов общественного транспорта. Отсутствие тротуаров и освещения также усугубляет ситуацию, в итоге жители дольше добираются до остановок, что увеличивает риск ДТП, а схемы маршрутов общественного транспорта, не соответствующие реальным потребностям пассажиров снижают его привлекательность и увеличивают интервал движения.
2
Отсутствие магистральных видов общественного транспорта
Появление новых районов, таких как Алгабас, Жас-Канат и других, не сопровождается созданием выделенных полос для общественного транспорта и строительством новых линий ЛРТ и/или БРТ. ЛРТ, который должен был соединить Алгабас и с центром города пока так и остался на бумаге.