Проект
Повышение
дружественности улиц Алматы
к детям
В феврале 2019 года Urban Forum Kazakhstan запустил проект с вовлечением школьников: вместе с учениками лицея №71 мы исследуем школьные окрестности и изучаем дружественность среды нецентрального района «Алматы-1» к детям. Проект-исследование реализуется при поддержке Chevron.

Приглашенным экспертом проекта выступает архитектор Алтынай Иманбекова.

Каждую неделю с февраля по конец апреля 2019 года мы встречались с детьми, обучали их методологии исследования, пробовали разные форматы замеров. Вместе с учениками двух восьмых классов лицея мы исследовали территорию и показывали, как это - смотреть на школьные окрестности глазами урбанистов. После того, как ребята поделились своим видением и предложили решения, исследовательская группа начала разработку аналитического документа.
Қазақша
Алматы көшелерінің балаларға мейірімділігін арттыру
№ 71 мектеп-лицейі оқушыларының тартылуымен әзірленген жоба «Алматы-1» орталық емес ауданындағы қалалық ортаның сапасын зерттеуге бағытталған. Тәлімгер ретінде сәулетші Алтынай Иманбекова әрекет еткен жобадағы баса назар аударылған мәселе – ауданның балаларға және жасөспірімдерге мейірімділігі, жаяу жүргіншілер үшін қауіпсіздік және функциялармен қанығу деңгейі болды. Жоба Chevron компаниясының қолдауымен іске асырылуда.

2019 жылғы ақпан айынан сәуір айына дейін оқушылармен апта сайынғы кездесулер барысында біз балаларды қалаға урбанисттердің көзімен қарауға, өлшемдер жүргізуге және автомобиль трафигін басу мен қалалық ортаның сапасын жақсарту бойынша үздік шешімдер іздеуге үйретеміз. Оқушылар оқу орнынан 500 метр радиустағы аумақты зерттейді. Жобаның қорытындысы – ауданды трансформациялау тұжырымдамасын әзірлеу және онда қоғамдық кеңістіктер құру болады.
In English
Improving Almaty's Street Child-Friendliness
The project with the involvement of students of lyceum No. 71 aims at studying the quality of the urban environment in Almaty-1 off-center district. The project curated by the architect Altynai Imanbekov focuses on the areal friendliness to children and adolescents, safety for pedestrians and the diversity of functions. The project is being implemented with the support of Chevron.

Between February and April 2019, we hold weekly meetings with students to teach them to look at the city with the eyes of the urbanists, take measurements and look for the best solutions to minimize car traffic and improve the quality of urban environment. Students explore the area within the radius of 500 meters from the school. The project will result in the development of the transformation concept for the district and public spaces there.
Почему выбрана школа-лицей №71?
Нецентральный район
Изначально мы выбирали нецентральный район для пилотного проекта, в итоге остановились на Турксибском районе. Был сформирован шорт-лист школ этого района, условием для попадания в шорт-лист было расположение рядом с оживленными центрами дорожного движения, а также интересные с точки зрения вовлечения учеников особенности зоны исследования. В процессе отбора школы, наибольшую заинтересованность выразил именно технический лицей №71.
История района
Турксибский район имеет богатую историю, рядом с лицеем есть несколько интересных локаций: Вокзал Алматы-1, Роща Баума, небольшой сквер, несколько торговых центров, а также улицы частного сектора на которых можно увидеть много сохранившихся домов, построенных в первой половине 20 века.

У района вокруг лицея есть потенциал для того, чтобы стать центром притяжения, куда можно будет добраться пешком или на устойчивых видах транспорта, но для этого необходимо разработать концепцию, которая будет содержать ряд решений, на основе пожеланий и исследований учеников лицея совместно с профессионалами в области архитектуры и транспорта.
Что мы изучаем?
Участок исследовательской работы – территория в радиусе 500 метров от школы-лицея №71. Дети и специалисты изучают школу, небольшой парк поблизости, жилые частные дома с улицами и участок рощи Баума.
Подробности по теме:
Изначально была задумка спроектировать общественное пространство вместе с детьми, используя их идеи. Но после разговоров со школьниками выяснилось, что тинейджеры сейчас отличаются от тинейджеров – моих ровесников. Я все время проводила на улице, а они все время проводят внутри – дома, в школе, на курсах, в моллах. Мне лично пока не понятно, как уличное пространство может быть востребовано ими. До этого я работала со школой НИШ в проекте «Мастерская дизайн-мышления». И заметна разница: школьники из «Алматы-1» не то что скромнее, но их как будто мало что интересует в городе. НИШевцы очень много думают о том, как живет город, какие у него проблемы, что я могу придумать для их решения, а здесь такого пока нет. Ребятам требуется время раскрыться, привыкнуть, что это интересный эксперимент и они могут приложить свои силы для создания проекта.

Алтынай Иманбекова
архитектор, куратор проекта
4 этапа проекта
1
Подготовительный этап
Разрабтка гипотезы
2
Исследование
3
Проектирование
4
Презентация проекта
Что реализовано сейчас
Проект реализуется при поддержке Chevron Kazakhstan